Вор должен сидеть в тюрьме. Простая истина, высказанная капитаном Жегловым много лет назад, не теряет своей актуальности. А теперь зададимся вопросом: почему вор, вырвавший на улице кошелек с пенсией у бабули попадает в тюрьму, а вор, с помощью финансовых махинаций «опустивший» пенсионный фонд на многие миллионы рублей остается на свободе? Почему несмотря на все усилия правоохранительных органов, изобличенные в совершении экономических преступлений олигархи и коррумпированные чиновники, по-прежнему гостят на страницах газет, а не на нарах? Почему разваливаются многие уголовные дела, возбужденные по фактам крупномасштабных хищений бюджетных средств?
Напрашивается единственный возможный ответ. Существует некая криминальная система, пронизывающая все сферы общественной жизни, которая умело защищает от наказания своих агентов - экономических преступников. Для этой системы незаконный вывоз капитала за рубеж, невозвращение из-за границы валютных средств, необоснованное предъявление НДС к возмещению из бюджета, преднамеренное банкротство и тому подобные деяния не являются преступлениями. Для криминальной экономической системы это лишь вполне приемлемые способы получения финансовой энергии для поддержания ее жизнедеятельности. Именно эту криминальную систему, по аналогии со сценарием одноименного фильма мы и называем «Матрицей». Она включает в себя теневой сектор экономики, «теневую юстицию», о которой говорится в послании Президента РФ , другие проявления коррупции, всевозможные «серые» и «черные» схемы наносящие огромный ущерб финансовой системе страны.
Матрица не только полностью контролирует теневой сектор экономики, но и стремится полностью подчинить своим принципам все сферы общественной жизни. Через коррумпированных чиновников она оказывает огромное влияние и на работу государственной машины, которая должна ей противостоять.
    За год, прошедший с момента выхода в свет «Криминальной Матрицы» в сфере борьбы с экономической преступностью произошли существенные изменения. С одной стороны государство существенно активизировало деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению финансовых преступлений и правонарушений. Главным достижением в этом направлении следует признать тот факт, что для правоохранительных и контролирующих органов больше нет «неприкасаемых». Практика привлечения к ответственности за совершение экономических преступлений руководителей всевозможных олигархических группировок, «семей» и «кланов» проводится в жизнь в строгом соответствии с политикой Президента РФ, исповедующей принцип равноудаленности олигархов от государственной власти.
С другой стороны, кардинального улучшения экономической ситуации в стране пока не наблюдается. Продолжается крупномасштабное бегство капитала за рубеж. Крупнейшие олигархические группировки делают все, чтобы прибыль от продажи российских природных ресурсов оседала на их счетах в оффшорах и не приносила никакого дохода нашему государству и обществу. Финансовые спекулянты разрабатывают все новые схемы крупномасштабных хищений бюджетных средств. А значит позиции агентов Матрицы, стремящихся к подмене реальной экономики криминальной системой разграбления национальной собственности, еще очень сильны, и главная схватка с ними еще впереди.
Если «Криминальная Матрица» была посвящена истории возникновения и развития налоговой преступности, то «Криминальная Матрица - II» анализирует практику борьбы с экономической преступностью на современном этапе. В книге мы постарались не только отрапортовать общественности об успехах налоговой полиции в деле борьбы с экономической преступностью, но и правдиво рассказать о причинах, по которым представителям «беловоротничкового» криминала в некоторых случаях удается избежать наказания. В данном случае речь прежде всего пойдет о несовершенстве действующего законодательства.
    Хочется подчеркнуть, что данная книга не в конем случае не ставит своей целью популяризацию современных способов совершения экономических преступлений. Напротив, одна из ее важнейших задач - профилактика экономической преступности. Все схемы противоправных действий, изложенные ниже, известны органам налоговой полиции. Каждый, кто, почерпнув их из «Криминальной Матрицы-2» или из других источников, захочет этими схемами воспользоваться, должен быть готов к тому, что рано или поздно он попадет в поле зрения правоохранительных и налоговых органов и ответит перед законом.
При подготовке «Криминальной Матрицы-II» были использованы материалы Управления федеральной службы налоговой полиции (УФСНП) России по Санкт-Петербургу. Автор выражает признательность руководству УФСНП, своим коллегам: В.И.Виноградову, за помощь в подготовке книги.
Глава 1. Государственники vs. Олигархи. Два сценария для России
   В современной России существует два диаметрально противоположных мнения по поводу дальнейших перспектив развития отечественной экономики. За каждым из этих двух сценариев стоят влиятельные силы, способные воздействовать на политический и экономический курс страны. Для этого она располагают своими представителями во всех четырех ветвях власти, включая средства массовой информации. Первую из этих сил принято называть «новой олигархией». На смену финансовой «семибанкирщине», существовавшей до кризиса августа 1998 года, пришли новые олигархи, контролирующие сырьевые и энергетические промышленные предприятия. «Пока страна решала простые вопросы выживания и восстановления, а «новая олигархия» только формировалась, это было не так страшно: ее интересы соответствовали интересам общества. Но чем сильнее олигархия, тем больше она склонна удовлетворять свою корысть за счет своей страны». Основной ресурс, на который опирается новая олигархия - финансовый капитал, формируемый за счет продажи российских природных ресурсов за рубеж. Эти деньги позволяют лоббировать проекты на всех уровнях властной вертикали и формировать нужное олигархам общественное мнение через средства массовой информации.
Другую силу, которая предлагает диаметрально противоположный сценарий развития отечественной экономики, можно условно назвать «государственниками». Она объединяет государственных чиновников, политиков, сотрудников силовых структур, ученых, журналистов и общественных деятелей которые не хотят обслуживать интересы олигархических группировок и отстаивают идею жесткого государственного контроля за экономической и политической деятельностью олигархов. Основной ресурс, на который опираются представители этой силы - государственная власть.
Так какие же варианты путей развития отечественной экономики предлагают эти две влиятельные силы?
Основной постулат сценария дальнейшего развития российской экономики, предлагаемого «новой олигархией» звучит так:
Снятие административно-государственных барьеров движения капитала, поскольку они все равно плохо работают.
Данная позиция олигархического капитала базируется на четырех столпах:
1) Максимальное снижение, а затем и полная отмена обязательной продажи Центробанку РФ валютной выручки экспортерами, а также снижение экспортных пошлин.
2) Интеграция в мировую экономику на правах «сырьевого придатка», обязательным условием которой должна стать полная и своевременная выплата кабальных долгов перед западными кредиторами.
3) Снятие административных барьеров для вывоза капитала за рубеж.
4) Политика «слабого» рубля, позволяющая сырьевым экспортерам и финансовым спекулянтам скупать за бесценок все виды собственности на территории России.
    Не надо быть аналитиком, чтобы понять, что все эти меры направлены прежде всего на легализацию вывоза капитала. По мнению руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина суперпроект, который объединяет всю «новую олигархию» - это либерализация валютного регулирования. «Идея проста: у России все хорошо, и ее единственная проблема в том, что она зарабатывает слишком много долларов, которые надо срочно «выпустить на волю», максимально облегчив вывод капитала из страны.
Сначала пошли разговоры о целесообразности оттока валюты из страны, и правительство действительно начинает работать в указанном направлении. Оно снижает экспортные пошлины на нефть на 2 млрд. долларов в расчете на год (без преодоления всевластия монополий и незащищенности собственности их основная часть уйдет из страны), пытается прорваться в ВТО уже в этом году (заведомая неготовность обернется ростом импорта при стабильности экспорта и оттоком валюты) и готовит либерализацию валютного регулирования.
   Обоснования разнообразны. Авторитетные и, что самое грустное, компетентные люди вполне серьезно говорят о необходимости облегчения вывода валюты из России для борьбы с инфляцией (которая вызвана правительством, разрешившим естественным монополиям повышать тарифы без обеспечения финансовой прозрачности), увеличения сбора налогов и роста инвестиционной привлекательности.
За внешне цивилизованными лозунгами стоят интересы олигархов. Доходы многих из них возросли настолько, что сложившаяся инфраструктура перестала справляться с их выводом из страны. А кто-то, видя экономическое бессилие государства, понимает, что в стране при внешнем благополучии начинает «пахнуть жареным» и готовит эвакуацию.
Наконец реальное удорожание рубля (только в 2000 году на 15,2%) снижает конкурентоспособность многих производств. Вероятно, у многих олигархов появился соблазн вместо кропотливого совершенствования производства поддержать его конкурентоспособность «одним ударом» - при помощи очередной разрушительной девальвации. Ведь облегчение оттока капитала только усилит его, и к 2003 году в стране просто не хватит валюты для выплаты 19 млрд. долларов внешнего долга. Последствия, как в 1998 году просты: дефолт и девальвация.
   Заклинания об улучшении инвестиционного климата - лукавство, ибо на деле повысит инвестиционную привлекательность России лишь обеспечение прав собственности и ограничение всесилия монополий. На эти задачи нужно время, а олигархи требуют либерализовать валютное регулирование немедленно. Часть диктуемых ими мер откровенно разрушительна - достаточно указать на требование перейти от разрешительного к уведомительному порядку операций с капиталом, что спровоцирует всплеск преступных операций через «фирмы-однодневки».
    Даже снижение норматива обязательной продажи экспортной выручки с 75 до 50% (что уже произошло - прим.авт.) дестабилизирует валютный рынок из-за сокращения его масштаба и сжатия предложения валюты (в результате роста негативных ожиданий)».
Продолжая свои рассуждения Михаил Делягин приходит к выводу, что деятельность «новых олигархов», направленная на либерализацию валютного рынка может привести Россию к скорому финансовому краху.
Для чего же нужен «новым олигархам» очередной дефолт - повторение финансового кризиса августа 1998 года? Логика организации нового финансового кризиса проста. После резкого падения курса рубля все виды собственности на территории России подешевеют в разы. После этого агенты Матрицы смогут использовать капиталы, вывезенные за рубеж, для скупки российской собственности по демпинговым ценам. В первую очередь речь идет о приобретении сырьевых ресурсов и предприятий по их добыче и транспортировке, а также скупки земли. С учетом того что «иностранные инвестиции», составленные из средств ранее вывезенных из России, будут возвращаться в нашу страну уже под жестким контролем соответствующих структур зарубежных государств, данная деятельность представляет прямую угрозу не только экономической, но и национальной безопасности России.
Основной тезис альтернативного сценария развития отечественной экономики, предлагаемого государственниками, выглядит диаметрально противоположно вышеприведенной позиции олигархического капитала:
Усовершенствование и укрепление системы государственного контроля за экономикой. Ужесточение ответственности за совершение экономических преступлений и обеспечение ее неизбежности для всех граждан вне зависимости от высоты занимаемого положения.
Если расширить эту позицию и противопоставить ее четырем столпам суперпроекта олигархов, то получится такой расклад:
1) Национализация сырьевых отраслей. Обращение доходов от экспорта сырьевых ресурсов в пользу российского государства и общества.
2) Защита национального рынка от экспансии транснациональных компаний. Государственная поддержка реального сектора отечественной экономики. Бюджетное субсидирование высокотехнологичных производств.
3) Перекрытие каналов нелегального вывоза капитала из страны и установление жесткого контроля за легальным оттоком средств за рубеж.
4) Политика «сильного» рубля, которая стимулирует модернизацию экономики и развитие потребительского рынка за счет роста благосостояния граждан.
    Сценарий развития экономики, предлагаемый государственниками направлен на предотвращение очередного катастрофического обвала национальной экономики, восстановление защищенности отечественной экономики от негативных факторов внешнего воздействия и создание предпосылок для модернизации реального сектора экономики. Одна из важнейших составляющих этого сценария - предотвращение оттока капитала за рубеж и расхищения бюджетных средств с помощью криминальных финансовых схем, речь о которых пойдет ниже.
Вопрос выбора сценария экономического развития для России из чисто хозяйственной плоскости превращается в проблему национальной безопасности. Ведь потеря экономической независимости неизбежно приводит к утрате политической самостоятельности. Вот только одна цитата из послания Президента РФ Федеральному собранию РФ: «В стране по-прежнему сохраняется неблагоприятный деловой климат, отток капиталов превышает 20 млрд. долларов в год. Суммарная капитализация российского фондового рынка составляет около 50 миллиардов долларов, тогда как, например, стоимость крупнейших компаний нашего ближайшего соседа, Финляндии - в пять раз больше. Размеры сопоставьте. Крупнейшие российские компании - так называемые «голубые фишки» - стоят в разы меньше, чем их зарубежные аналоги». Спрашивается, и кому выгодна политика «слабого» рубля, которая приводит к подобным результатам? Ведь если полностью снять существующие административные ограничения в экономике, то несколько «горячих финских парней» смогут на корню скупить всю нашу экономику, что уж говорить о международных финансовых спекулянтах.
Напомним, что основной закон криминальной Матрицы, он же - вечный двигатель теневой экономики, изображенный на схеме, стремится с помощью искусственно инспирированных финансовых кризисов превратить российское хозяйство в замкнутый цикл извлечения теневой прибыли за счет резкого изменения цен на собственность.
    Сейчас наша экономика России находится на стадии роста благосостояния физических и юридических лиц и повышения цен на собственность. Как отмечают многие экономические аналитики, последствия кризиса августа 1998 года отечественной финансово-хозяйственной системой полностью преодолены. А значит, агенты Матрицы попытаются в скором времени устроить новый финансовый кризис. Если не разорвать порочный круг вечного двигателя теневой экономики Россия так и останется в заложниках у ее дельцов до полного истощения ее природных ресурсов.
Как отмечает Президент России В.В. Путин: «Очевидно: если сегодня не начать активно действовать, в том числе в осуществлении структурных реформ, - завтра можно войти в длительную экономическую стагнацию.
Мы по-прежнему живем преимущественно в «рентной», а не в производительной экономике. Наша экономическая система по сути дела мало изменилась. Основные деньги делаются где? На нефти, на газе, на металлах, на другом сырье. Полученные дополнительные доходы от экспорта либо «проедаются» либо питают отток капитала, либо в лучшем случае, инвестируются этот же сырьевой сектор».
Выход из сложившейся ситуации заключается в государственном протекционизме по отношению ко всем сегментам реального сектора российской экономики (а не только топливно-энергетической составляющей) и ужесточении борьбы с экономической преступностью, которая выступает в роли «смазки» для вечного двигателя криминального бизнеса.
В этом направлении за последнее время проведена большая работа. Структуры, отвечающие за экономическую безопасность страны, расширяют свои полномочия. Целый ряд крупнейших олигархов, подозреваемых в совершении экономических преступлений, находятся под следствием. Однако до полной победы над Матрицей еще далеко.
К концу 2001 года темпы развития экономики вновь стали замедлятся. «В ноябре (2001 года -прим. авт.) ВВП составлял 820,7 млрд. рублей, в то время как месяцем раньше был получен результат в 857 млрд. рублей - это значит, что остановка роста сменилась падением производства.
    Пока этот феномен внятного объяснения не получил. В Белом Доме ссылаются на сезонные факторы. Рациональное зерно в этом есть: по мере наступления морозов растет внутреннее потребление нефти, нефтепродуктов и других энергоресурсов. Экспорт, соответственно падает, что и сказывается на уровне ВВП. Объяснение неполное, но весьма характерное. Оно еще раз демонстрирует зависимость российской экономики от мировых сырьевых рынков. Получается, что и высокие темпы роста весной и летом - это результат не столько внутренних усилий и достижений, сколько увеличения экспорта нефти за счет сезонных факторов. Другой не зависящий от правительства фактор - это мировые цены на нефть. Они влияют и на экспорт, и на ВВП не менее эффективно, чем Дед Мороз». Итак, рост экономики замедляется и постепенно трансформируется в спад. В чем же причина? В неконтролируемом криминальном оттоке капитала, вырученного от продажи сырьевых ресурсов. Криминальная система, которую мы условно называем Матрицей не заинтересована в инвестировании этих денег в реальный сектор российской экономики (за исключением сырьевых отраслей). Поэтому, чтобы выжить, государство и общество должно бороться против Матрицы во всех ее проявлениях, начиная от мелких валютных спекуляций на уровне ларька и заканчивая коррупцией в высших эшелонах власти.
   Для того, чтобы представить насколько глубоко проникли теневые механизмы во все сферы хозяйственной жизни мы постарались на конкретных примерах проверок и уголовных дел продемонстрировать как происходит подмена реальной экономики виртуальной иллюзией криминальной системы.
   Каждая глава «Криминальной Матрицы-2» снабжена эпиграфом из Уголовного кодекса РФ, в котором приводятся статьи, имеющие непосредственное отношение к содержанию главы. Но «Криминальную Матрицу-2» ни в коем случае нельзя рассматривать как постатейный комментарий к УК РФ. Статьи Уголовного кодекса в данном случае служат лишь для обозначения конкретной проблемы, с которой приходится сталкиваться правоохранительным органам в ходе борьбы с экономическими преступлениями. В отношении некоторых видов преступлений еще не выработана достаточная уголовно-процессуальная практика и следственные органы предпочитают возбуждать уголовные дела по «работающим» статьям. Многие дела разваливаются на стадии судебного разбирательства, некоторым преступникам удается избежать возмездия используя «лазейки», любезно предоставленные чрезмерно либеральным российским законодательством. Но несмотря не на это методы борьбы с экономической преступностью постоянно совершенствуются, само общество начинает осознавать, что для сохранения России необходимо беспощадно искоренять криминальные механизмы, питающие теневую экономическую систему и привлекать к уголовной ответственности агентов Матрицы. А значит, государство рано или поздно найдет в себе силы выполнить не на словах, а на деле лозунг: «Тень, знай свое место!».
| |